В 2016 году на развитие станкостроения будет выделено 2,7 млрд рублей

Недавно Дмитрий Медведев организовал заседание президиума Совета во главе с Президентом. Оно было посвящено развитию страны в сфере инноваций и модернизации экономики, в частности на нем были освящены проблемы, которые на данный момент встают перед сферой станкостроения.

По словам председателя правительства, за 2015 год было выделено 1,5 млрд рублей на развитие отрасли, а в текущем году на развитие станкостроения будет выделена более значительная сумма – 2,7 млрд рублей. В ходе обсуждения возникли два основных способа развития отрасли.

Первый из них заключается в выделении товарного номенклатурного кода специально для числового программного управления ЧПУ. Второй способ связан с установкой пошлин на импортные станки ЧПУ в максимальном размере, при этом интересы государства не должны нарушаться. Таким образом, все станки, в том числе и импортные, должны будут поставляться с российскими системами ЧПУ.

Кроме производства станков в России было обращено внимание и на производство отечественного программного обеспечения для них, эта сфера также будет развиваться.

Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ") Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ")

Индекс промышленного производства в сфере производства машин и оборудования по данным Росстата упал в 2015 году на 11,1% составив 88,9% от уровня 2014 года. Сообщая о выделении в 2016 году 2,7 миллиарда рублей на поддержку отечественного станкостроения (в 2015 году выделялось 1,5 млрд рублей, Дмитрий Медведев также подчеркнул важность станкостроительной отрасли, ведь именно от нее зависит конкурентоспособность российской экономики и производственных возможностей.
Теперь давайте посчитаем: 2,7 миллиарда рублей - это по текущему курсу равняется 38 млн. долларов. На отрасль. От которой «зависит конкурентоспособность российской экономики и производственных возможностей». На все 56 станкостроительных завода. На которых, к примеру, станков металлорежущих за весь прошлый год было выпущено (по данным того же Росстата) около 2,9 тысяч штук (!), включая собранные по лицензиям зарубежных марок, что на 11,2% меньше, чем годом ранее.
Машиностроительные предприятия преимущественно вынуждены пользоваться или чрезвычайно дорогим импортным оборудованием, или старыми станками 30-летней и более давности. Ну и где тут ждать развития? Сумма в 2,7 млрд рублей скорее говорит не о развитии, а о поддержке стагнирующей отрасли, чтобы не потерять ее окончательно.
Для сравнения, РЖД только на разработку проектной документации для строительства участка Москва – Казань для ВСМ заложила в контракт 20 миллиардов рублей.