Крупные расходы россиян поставят под контроль

Купил микроволновку или холодильник - отчитайся, как положено.

На волне падения курса рубля в декабре 2014 года многие россияне массово скупали технику в магазинах электроники. А кто-то скупал дорогие автомобили или недвижимость.

После принятия нового закона придется отчитываться о крупных покупках.

Как это поможет бороться с серыми доходами?

Андрейкин Павел (заместитель директора департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития, КСК групп) Андрейкин Павел (заместитель директора департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития, КСК групп)

Необходимо отметить, что инициативы, связанные с необходимостью осуществления контроля с расходами физических лиц, высказываются достаточно давно. Связываются они в первую очередь с желанием контролирующих органов выявлять и пресекать факты уклонения от уплаты НДФЛ в бюджет, в том числе связанных с получением «серых» зарплат. Неудивительно, что сейчас, когда государство взяло курс на ужесточение налогового контроля и повышение прозрачности бизнес-процессов для контролирующих органов в части контроля юридических лиц, снова пошли разговоры о необходимости разработки аналогичных мер к доходам и расходам физических лиц.
При этом сама по себе идея осуществления контроля именно за расходами граждан уже была реализована на практике: можно вспомнить серию процессов в Белгородской области, когда налоговики пытались привлечь физических лиц из-за отсутствия документального подтверждения расходов, связанных с приобретением дорогостоящих автомобилей, недвижимости и земельных участков. Логика проверяющих была проста: анализируя отчетность по формам 2-НДФЛ и 3-НДФЛ, налоговые органы устанавливали, что физические лица либо являлись официально безработными, либо размер задекларированного дохода оказывался существенно ниже стоимости покупок, а, следовательно, такие покупки были совершены с помощью доходов, не задекларированных и не учтенных при уплате НДФЛ, и с суммы такой сделки физическое лицо дополнительно обязано уплатить налог в размере 13%. При этом суды занимали позицию проверяющих, указывая, что в случаях, когда физическое лицо не может предоставить документального подтверждения источника возникновения дохода, позиция налоговиков является правомерной. Однако в дальнейшем Верховный суд РФ отменил все судебные акты, вынесенные в пользу налоговых органов, указав, что контроль за расходами физических лиц не входит в компетенцию налоговых органов и не предусмотрен действующим налоговым законодательством.
Резюмируя, можно отметить, что в случае, если предлагаемые меры будут проработаны и реализованы, это, безусловно, станет существенным шагом вперед в борьбе с «серыми» зарплатами, которые станут невыгодны в первую очередь самим работникам, получающим для себя значительные налоговые риски. Однако при возможном принятии изменений в налоговое законодательство Минфин России и ФНС будут вынуждены учитывать вышеуказанную позицию судов к оценке потенциальных налоговых правонарушений. Кроме того, если будет принята концепция осуществления контроля именно за крупными расходами россиян, совершенно неясно, исходя из каких критериев будет определяться показатель «крупности» затрат, особенно с учетом того, что в различных регионах РФ средний уровень дохода населения может различаться весьма существенно.