5.8. ремонт с подъемом трубопровода на поверхность
5.8. РЕМОНТ С ПОДЪЕМОМ ТРУБОПРОВОДА НА ПОВЕРХНОСТЬ
Ремонт, связанный с вырезкой поврежденных участков, можно выполнить более качественно, подняв трубопровод на поверхность воды или льда. В летний период подъем осутцеств-
95
ляют с помощью плавучих портальных опор, площадок и камеры.
Плавучие портальные опоры конструкции Гипроречтранса предназначены для разрезки, центровки и сварки катушки, устанавливаемой взамен поврежденного участка в плавучей камере (рис. 16, I). Они изготовлены из четырех универсальных понтонов УП-4, соединенных между собой рамой. На опорах устанавливают грузоподъемные лебедки с тяговым усилием 70 кН и четыре папильонажные лебедки с тяговым
а
/ \ | ||
-- | - * | |
...... - - - жаш лш |
'/////////// ///
t — схема подъема и расстановки плавсредств при ремонте над водой в плавучей камере; а- — схема подъема зимой после разрезания его под водой; 1 — плавучая система с подъемным устройством; 2 — полиспаст; 3 — лебедка; 4 — трубопровод; 5 — плавучая камера для сварки стыков; 6 — портальная рама; 7 — лед; 8 — оттяжка
в
6
3
Рис. 16. Подъем трубопровода на поверхность для ремонта:
У/ ////////////
97
усилием 15 — 30 кН. Для проведения сварочных и изоляционных работ на трубопроводах любых диаметров при скорости течения 0,7 м/с и волнении до 1 балла используют плавучую камеру. Она представляет собой открытый сверху прямоугольный понтон (3,6x3,1x18 м), сваренный из стали толщиной 3 — 4 мм. По углам понтона расположены герметичные ящики вместимостью 2,3 м3, заполненные воздухом. Их положительная плавучесть обеспечивает выполнение работы по вырезке и вставке катушек. Для удобства проведения работ и центровки труб в бортах камеры вырезаны полукруглые гнезда, на которые укладывают просмоленную паклю. С наружной стороны камеры по образующей гнезд с помощью пластин и болтов крепят брезентовые фартуки, которые предотвращают попадание воды в камеру. На дне камеры устроен настил из досок.
До начала проведения ремонтных работ необходимо установить общую длину поднимаемого участка трубопровода, рассчитать усилия, возникающие в трубе при подъеме и опускании.
В зимнее время для подъема трубопровода опорные точки (рис. 16, а) с блоками и лебедками устанавливают на льду. При выборе расстояния от края майны до места опирания
учитывают длительность стояния на льду. Если толщина и
прочность ледяного покрова недостаточны, увеличивают толщину несущей поверхности намораживанием, а тяговые лебедки, насосные станции и другое оборудование устанавливают на деревянных настилах, тем самым рассредоточивая нагрузку на лед. Для облегчения массы трубопровода к нему подвешивают разгружающие понтоны. Чтобы уменьшить воздействие гидродинамического давления воды на трубопровод при подъеме его на поверхность и опускании на дно, используют тросовые оттяжки. Их длина LOT зависит от глубины залегания трубопровода и расстояния между створом трубопровода и лебедками L:
L, в долях единицы..........................1,5 2,0 2,5 3,0 4,0 5,0 6,0 8,0 10,0
LOT, м................................................................................1,8 2,2 2,7 3,2 4,1 5,1 6,2 8,1 10,0
Усилия, возникающие в трубопроводе, рассчитывают по формулам для много пролет ной балки с опорами в местах закрепления оттяжек.
При ремонте трубопровода на плаву (табл. 8) с использованием камеры и портальных опор необходимо использовать плавучие площадки с лебедками для устройства оттяжек и удержания камеры в определенном положении, буксирные
Таблица 8
Показатели, при которых возможен ремонт трубопровода на плаву
Диаметр трубопровода, мм | Число опор при длине трубопровода, м |
Максимальное расстояние между опорами, м | Удерживающая сила якорей (кН) при длине трубопровода, м | ||||
до 200 | до 400 | до 1000 | до 200 | до 400 | до 1000 | ||
Скорость течения 0,5 м/с | |||||||
325-377 |
3 | 5 |
И | 100 |
13 | 26,5 |
66 |
426-529 |
3 | 5 |
И | 100 |
14 | 27,5 |
68 |
630-820 |
2 | 3 |
6 | 200 |
15 | 30 |
75 |
920-1020 |
2 | 3 |
б | 200 |
17 | 32 |
79 |
1220-1420 |
2 | 2 |
4 | 400 |
19 | 37 |
93 |
Скорость течения 1,0 м/с | |||||||
325-377 |
5 | 9 |
21 | 50 |
43 | 86 |
265 |
426-529 |
5 | 9 |
21 | 50 |
55 | 109 |
272 |
630-820 |
3 | 5 |
И | 100 |
60 | 120 |
298 |
920-1020 |
3 | 5 |
И | 100 |
63 | 126 |
314 |
1220-1420 |
2 | 3 |
6 | 200 |
74 | 148 |
372 |
катера, имеющие оборудование для резки, сварки и изоляции стыков.
Поврежденный участок трубопровода вырезают с помощью механических машинок, позволяющих одновременно с резкой подготавливать фаски. После этого производят монтаж и приварку вставки. С плавучих опор отремонтированный трубопровод постепенно погружают на дно, используя для этой цели стальные канаты, соединенные с подъемными устройствами опор. К концам укладываемой плети приваривают патрубки определенного сечения; один — для заполнения погружаемого трубопровода водой, другой — для выхода воздуха.
Заполнение трубопровода водой при спуске ведется под непосредственным наблюдением руководителя работ и выполняется с помощью мото- или электронасоса.
Трубопровод начинают укладывать с опор, расположенных на участках с наибольшей глубиной. По мере опускания трубопровода на этом участке включают в работу соседние опоры с таким расчетом, чтобы радиус кривой изгиба не превышал допустимой величины.
Во время укладки необходимо постоянно контролировать положение трубопровода с помощью закрепленных на нем канатов, маркированных через каждый метр.
Воду в трубопровод закачивают до тех пор, пока она не начнет вытекать из воздухоотводного патрубка.
Для уменьшения массы трубопровода при укладке его способами свободного погружения и с плавучих опор и придания ему необходимой расчетной плавучести используют разгружающие понтоны грузоподъемностью 15, 30, 100 и 120 кН. Число понтонов и расстояние между ними подбирают с таким расчетом, чтобы течение не сносило погружаемый трубопровод со створа укладки.
Давление потока воды на 1 м трубопровода р (с учетом навешенных на него разгружающих понтонов) рассчитывают по формуле
где ртр и рп — гидродинамическое давление соответственно на трубу и понтон; 1п — расстояние между понтонами.
Число понтонов определяют по следующим выражениям:
n = L/In - 1 « L/In;
где n — число понтонов на трубопроводе; gT — масса в воде 1 м трубопровода, заполненного водой; П0 — расчетная отрицательная плавучесть трубопровода; qn — грузоподъемность одного понтона.
Решая систему уравнений с учетом приведенных формул, определяем расстояние между понтонами 1п = qn/(qT — П0).
Таблица 9
Допустимые максимальные расстояния (в м) между понтонами
Диаметр трубопровода, мм | Подъемная |
сила понтонов в сечении погружаемого трубопровода, кН | ||
15 | 30 |
50 | 100 | |
325 | 8 | — | — | — |
351 | 9 |
— | — | — |
377 | И |
— | — | — |
426 | 14 | 7 | — |
— |
476 |
18 | 9 | — | — |
529 | 22 | 11 |
— | — |
630 | 31 |
16 | 10 | — |
720 | 50 | 24 | 15 |
— |
820 |
— | 30 | 18 | 9 |
920 | — | 40 |
23 | 11 |
1020 | — | 55 | 35 | 18 |
1220 | — |
— | 43 |
22 |
1420 |
— | — | 64 | 32 |
При выборе расстояния между понтонами в том случае, если трубопровод укладывают с опор, учитывают, что местные напряжения от воздействия подъемной силы понтона не должны превышать 5 % от максимальных изгибающих напряжений в трубопроводе (табл. 9).
Если дно сложено из песков или глин, то для более надежного удерживания поднимаемого участка трубопровода в створе, а также для обеспечения устойчивости плавсредств при ремонте верхнего по течению двух- или многониточного перехода используют якоря-присосы.