10 трлн в конвертах

Минфин оценил "серый" фонд оплаты труда в России, с которого налоги не уплачиваются либо уплачиваются не полностью, в 10 трлн рублей в год.

Следует из документа "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", подготовленного Минфином.

Пермяков Алексей Владимирович (Директор, ООО "БРУКС кредитный консультант") Пермяков Алексей Владимирович (Директор, ООО "БРУКС кредитный консультант")

Обелить фонд заработной платы можно создавая стимулы. Гражданину должно быть выгодно отдавать часть своих доходов государству. Сегодня уплата налогов не создаёт никаких социальных гарантий, "лифтов", преференций, удобства, удовлетворённости. Любая уплата налогов является лишь вынужденным актом. Какие бы регулирующие меры не принимались, первая мысль налогоплательщика о том, как их обойти. Справедливости в распределении налоговой нагрузки нет, самые большие налоговые преференции у крупнейших налогоплательщиков и госкорпораций, самые высокие доходы у госчиновников, а не у предпринимателей.

Правительство может предпринять некоторые шаги. Повысить в несколько раз размер минимальной зарплаты. Ввести почасовую оплату труда. Убрать НДС внутри страны. Упростить и сделать максимально бесплатными безналичные расчёты. Стимулировать более дешёвую ипотеку для собственников бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, уплачивающих НДФЛ со своих доходов в полном объёме. Любые другие шаги, выгода от который будет взаимной и очевидной.

Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам") Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам")

На наш взгляд исключительным ужесточением фискальных мер трудно добиться ухода бизнеса от «серых» схем оплаты труда. Причин тут много. И не только стремление компаний экономить на налогах. Сами сотрудники зачастую охотно соглашаются на перевод части их зарплаты из официальных каналов в теневые. Серьезные проблемы с формированием пенсионных накоплений, не очень хорошее состояние страховой медицины, неверие в радужные перспективы будущих времен – все это приводит к тому, что трудящиеся не испытывают особого энтузиазма и желания отчислять часть своей зарплаты в соответствующие фонды. Общее состояние рынка труда, высокий уровень безработицы, слабые социальные гарантии на фоне высоких темпов инфляции и постоянно возрастающих тарифов в ЖКХ так же не добавляют оптимизма, усиливая желание работника получить деньги «сразу и на руки». Таким образом кардинально на распределение зарплат между официальными и «серыми» каналами может повлиять только комплекс мер со стороны государства, нацеленный на улучшение бизнес-климата и социальной сферы в стране.
Фискальные меры со стороны ФНС способны принести ощутимые результаты только при одновременном улучшении ситуации в экономике страны в целом - в сфере пенсионных накоплений, в области страховой медицины, социальных гарантий, наведения порядка с тарифами ЖКХ, снижения темпов инфляции, улучшения ситуации на рынке труда, роста располагаемых доходов населения, создания более благоприятных условий для бизнеса.