Минфин предлагает налоговую реформу нефтяной отрасли

Минфин считает, что уже назрел переход на налог на добавленный доход (НДД) с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в нефтянке.

Такое мнение высказал глава Минфина Антон Силуанов на Гайдаровском форуме.

Андриевский  Иван Анатольевич (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров) Андриевский Иван Анатольевич (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)

В текущих экономических условиях переход с НДПИ на НДД будет обусловлен большими рисками. НДПИ – это прогнозируемый объем налоговых поступлений, который зависит от уровня добычи на месторождениях. Объем НДД будет зависеть от ситуации на нефтяном рынке, от уровня котировок – налог ориентирован ан прибыль, которую получит нефтяная компания с каждого проданного барреля. Высокие риски перехода от НДПИ к НДД можно увидеть на примере прошлого года: в бюджет была заложена цена на нефть в 50 долларов за баррель, в итоге только в конце года нефть поднялась к этим отметкам, а среднегодовой уровень цены Urals составил 41,9 доллара за баррель. Непрогнозируемое движение котировок – это непрогнозируемая доходность нефтяных компаний, а значит и непрогнозируемые поступления в бюджет при НДД. В текущих условиях смена налогового режима вряд ли является своевременной.

Впрочем, в качестве эксперимента НДД вполне можно ввести на отдельных месторождениях. Это позволит «обкатать» налоговый режим в реальных условиях, и более точно оценить возможность его применения в России.

Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ") Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ")

Переход от НДПИ к НДД означал бы переход от системы налогообложения нефтяной отрасли, основанной на объемных показателях, к обложению финансового результата. Такой переход уже произошел почти во всех развитых нефтедобывающих странах.
НДПИ проще администрировать налоговым органам, потому что добытую нефть трудно спрятать, в то время как финансовый результат можно оптимизировать за счет роста расходов. Однако в условиях низких цен на нефть НДПИ ограничивает инвестиционные возможности компаний по освоению новых месторождений с трудно извлекаемыми запасами, заставляя их усиленно вырабатывать хорошо освоенные месторождения. Это может привести в перспективе к значительному сокращению нефтедобычи, поэтому вопрос перехода к НДД стал актуальным.
С другой стороны, переход к НДД сможет сократить налоговые поступления в бюджет. Поэтому вопрос перехода к новой модели налогообложения отрасли обсуждается так долго. Поэтому же Минфин, на словах соглашаясь с необходимостью перехода, на деле будет вводить НДД постепенно и только для трудных месторождений, а выпадающие доходы бюджета компенсировать ростом ставок НДПИ (а вовсе не отменой) для всех остальных. Что это даст — будет видно, когда накопится соответствующая практика.