Трансмиссионные и гидравлические масла

Тормозные и амортизаторные жидкости

    Тормозные и амортизаторные жидкости являются особой труппой жидких рабочих сред для гидравлических систем. Первые из них используют в качестве рабочей жидкости гидропривода тормозной системы автомобиля, вторые - в качестве жидкой среды в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей, а также в телескопических стойках.

Тормозные жидкости

    Основное назначение тормозной жидкости - передача энергии от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.

    Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190 °С. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость "увлажняется", и, соответственно, снижается ее температура кипения.

    Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких скоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность ее "закипания". При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии.

    Температура кипения тормозной жидкости - важнейший паказатель, ^определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов.

    При эксплуатации вследствие обводнения температура кипения тормозной жидкости неизбежно снижается, поэтому наряду с температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5 % воды.

    Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля.

    В последние годы основным направлением в улучшении качества тормозных жидкостей являлось увеличение температуры кипения, особенно в "увлажненном" состоянии. Это следует изданных, приведенных в таблице.

Температуры кипения "сухих" и "увлажненных" тормозных жидкостей

Марка жидкости

Температура кипения, "сухой" жидкости, °С

Температура кипения "увлажненной" жидкости, °С

"Нева"

195

138

"Томь" (ДОТ-3)

220

155

"Роса" (ДОТ-4)

260

165

 

    Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазывающими свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах.

    Современные тормозные жидкости представляют собой смеси различных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных и антиокислительных присадок.

    Тормозная жидкость "Нева" (ТУ 6-01-1163-78) - композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.). Срок службы - не более одного года.

    Тормозная жидкость "Томь" (ТУ 6-01-1276-82) разработана взамен жидкости "Нева". Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем "Нева", более высокую температуру кипения. Совместима с "Невой" при смешивании в любых соотношениях.

    Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ. Срок службы жидкости "Томь" - 2 года.

    Тормозные жидкости "Роса ДОТ-4", "Роса-3" и "Роса" (ТУ 2451-004-10488057-94) - высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.

    Жидкости "Роса" и "Роса-3" отличаются от жидкости "Роса ДОТ-4" наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за отсутствия сырья эти марки практически не выпускают. Жидкости имеют высокие значения температуры кипения (260 °С) и температуры кипения "увлажненной" жидкости (165 °С). Работоспособны в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяются в тормозных системах современных грузовых и легковых автомобилей, в том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ.

    Совместимы с тормозными жидкостями "Томь" и "Нева" в любых соотношениях. Срок службы - 3 года.

    Тормозная жидкость БСК (ТУ 6-101533-75) - смесь равных частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -20 до +30 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.

Характеристики тормозных жидкостей

Показатели

"Нева"

"Томь"

"Роса", "Роса-3", "Роса ДОТ-4"

БСК

Внешний вид

Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка. Допускается слабая опалесценция

Прозрачная однородная жидкость оранжево-красного цвета

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
50 °С, не менее

5,0

5,0

5,0

9,0

100 °С, не менее

2,0

2,0

2,0

-

-40 °С, не более

1500

1500

1450

2500

Низкотемпературные
свойства:
внешний вид
после выдержки
(6 ч, -50 °С)

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

Время прохождения
пузырька воздуха
через слой
жидкости при
опрокидывании
сосуда, с,
не более

35

35

8

-

Температура кипения,
°С, не ниже

195

220

260

115

Температура кипения
"увлажненной"
жидкости,
не менее

138

155

165

110

Содержание
механических
примесей, %

Отсутствие

pH

7,0-11,5

7,0-11,5

7,5-9,0

>=6

Взаимодействие
с металлами:
изменение
массы пластинок,
мг/см2, не более
белая жесть

0,1

0,1

0,1

0,2

сталь 10

0,1

0,1

0,1

0,2

алюминиевый
сплав Д-16

0,1

0,1

0,1

0,1

чугун СЧ 18

0,1

0,08

0,1

0,2

латунь Л62

0,4

0,1

0,2

0,4

медь М1

0,4

0,2

0,2

0,4

Воздействие на
резину, %:
изменение
объема резины
марки 7-2462
при 70 °С

2-10

2-10

2-10

5-10

то же, марки
51-1524
при 120 °С

2-8

2-10

2-10

-

изменение предела
прочности
резины марки
51-1524, %,
не более

20

18

25

-

    Примечание. Жидкости "Нева", "Томь", "Роса" и ее модификации совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо.

 

    Для автомобилей, эксплуатируемых в районах Крайнего Севера, необходима специальная жидкость, у которой кинематическая вязкость при -55 °С должна быть не менее 1500 мм2/с. Такая жидкость в России не вырабатывается, поэтому практикуется разбавление жидкостей "Нева" и "Томь" 18-20 % (маc. доля) этилового спирта. Такая смесь работоспособна до -60 °С, однако имеет низкую температуру кипения и не обеспечивает герметичности резиновых уплотнений. Поэтому разбавление жидкости спиртом - вынужденная мера, и по окончании зимней эксплуатации такую смесь следует заменить.

    Зарубежными аналогами жидкостей "Нева" и "Томь" являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205 °С, а аналогами жидкости "Роса" - жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230 °С.

Амортизаторные жидкости

    Амортизаторы, установленные на автомобилях, предназначены для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески, они делают ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью. Амортизаторные жидкости являются рабочей средой в гидравлических амортизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа, а также в телескопических стойках.

    Основным показателем амортизаторных жидкостей является кинематическая вязкость при положительных и отрицательных температурах. Так, при температуре -20 °С вязкость не должна превышать 800 мм2/с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается и происходит блокировка подвески.

    Амортизаторные жидкости должны обладать хорошими смазывающими свойствами, обеспечивая достаточную износостойкость амортизаторов, не должны быть склонны к ценообразованию, так как это снижает энергоемкость амортизатора и нарушает условия смазывания пар трения.

    Также важными характеристиками амортизаторных жидкостей являются стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и совместимость с резиновыми уплотнениями.

    Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкую нефтяную основу, содержащую, как правило, вязкостную, депрессорную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки.

    Выпускают несколько марок амортизаторных жидкостей:

    АЖ-12Т, ГРЖ-12 и МГП-12 (под торговой маркой "Славол-АЖ").

    Амортизаторная жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) - смесь нефтяного масла глубокой селективной очистки из сернистого сырья и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками. Применяют в качестве рабочей жидкости в амортизаторах грузовых автомобилей и специальной техники.

    Амортизаторная жидкость МГП-12 ("Славол-АЖ") (ТУ 38.301-29-40-97) разработана взамен жидкости МГП-10 (ОСТ 38.1.54-74). Это маловязкая низкозастывающая нефтяная основа, в которую введены депрессорная, диспергирующая, противоизносная, антиокислительная и антипенная присадки.

    Применяют в качестве рабочей жидкости в телескопических стойках и амортизаторах грузовых и легковых автомобилей.

    Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 (ТУ 0253-048-05767-924-96) - смесь очищенных трансформаторного и веретенного дистиллятов с добавлением депрессорной, антиокислительной, противоизносной и антипенной присадок.

    Применяют в амортизаторах и телескопических стойках автомобильной техники.

Характеристики амортизаторных жидкостей

Показатели

АЖ-12Т

МГП-12 ("Славол-АЖ")

ГРЖ-12

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
40 °С, не менее

-

-

16-20

50 °С, не менее

12,0

12,0

-

100 °С, не менее

3,6

3,8

3,8

-20 °С, не более

-

800

800

-40 °С, не более

6500

-

-

Температура, °С:
вспышки,
не ниже

165

140

140

застывания,
не выше

-52

-50

-50

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

-

917

917

Стабильность
против
окисления:
осадок после
окисления, %

Отсутствие

-

-

кислотное число
до (после)
окисления,
мг КОН/г,
не более

0,04(0,1)

-

-

Содержание
механических
примесей и
воды, %

-

Отсутствие

Испытание на
коррозию

Выдерживает



 

Трансмиссионные и гидравлические масла  »
Библиотека »