Масла для авиационных двигателей

Масла для вертолетов

    В вертолетах маслами смазывают двигатели, редукторы трансмиссии и шарниры втулок винтов. В двигателях вертолетов МИ-6 и МИ-10 используют масла МС-8п и МС-8рк, в вертолетах МИ-2 и МИ-8 - синтетическое масло Б-ЗВ, в турбокомпрессорной части силовой установки вертолета МИ-26 применяют синтетическое изопарафиновое масло ИПМ-10. В двигателе и редукторе перспективных и вновь проектируемых вертолетов рекомендовано использовать синтетическое масло ПТС-225.

    Для смазывания редукторов трансмиссии вертолетов используют широкий ассортимент масел различного назначения, уровень качества которых невысок. Так как маловязкие моторные масла имеют недостаточную смазывающую способность, а высоковязкие нефтяные масла обладают неудовлетворительными низкотемпературными свойствами, то для смазывания редукторов трансмиссий широко применяют смеси масел.

    В вертолетах МИ-6 и МИ-8 для летней эксплуатации до температуры -10 °С используют смесь масел СМ-11,5 - 75 % (мас. доля) МС-20 и 25 % (мае. доля) МС-8п, для зимней эксплуатации - смесь СМ-8 - 50 % (мас. доля) МС-20 и 50 % (мас. доля) МС-8п.

    В редукторах хвостовой трансмиссии вертолетов летом широко применяют масло МС-20 и трансмиссионное масло ТСгип по ТУ 38.101332-90, а зимой из-за плохих низкотемпературных свойств масел - смесь МС-20 с МС-8п и смесь ТСгип с жидкостью АМГ-10 (маслосмесь СМ-9).

Характеристики маслосмесей, используемых в редукторах вертолетов

Показатели

СМ-11,5

СМ-8

СМ-9

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С

11-12,6

6,5-7,5

11

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

165

155

140

застывания, не выше

-22

-30

-45

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,05

0,05

3,5

Зольность, %, не более

0,004

0,004

-

Смазывающие свойства:
критическая нагрузка, Н

500

440

-

показатель износа, мм

0,63

0,66

-

 

    Применение смесей масел усложняет эксплуатацию вертолетов и не может обеспечить безопасность полетов. Из синтетических масел в редукторах вертолетов МИ-2 и МИ-8, а также в главном редукторе тяжелонагруженного вертолета МИ-26 используют пентаэритритовое масло Б-ЗВ.

    Шарниры винтов отечественных вертолетов смазывают сезонными маслами. В осевых шарнирах втулок винтов вертолетов при эксплуатации летом применяют масло МС-20, зимой - ВНИИНП-25 и ВО-12. Масло ВО-12 можно использовать как всесезонное в диапазоне температур от +60 до -50 °С. Горизонтальные и вертикальные шарниры втулок винтов вертолетов смазывают летом маслом ТСгип, зимой - смесью масел ТСгип и АМГ-10.

Смазочные масла для шарниров винтов вертолетов

Масло

ТУ, ГОСТ

Температура применения

Масла для горизонтальных и вертикальных шарниров

Трансмиссионное ТСгип

ТУ 38.101332-90

+60...-5°С

Маслосмесь СМ-9 (2/3 ТСгип и 1/3 АМГ-10 по объему)

-

-5...-45 °С

Масла для осевых шарниров втулок винтов вертолетов

МС-20

ГОСТ 21743-76

+60...-5°С

ВНИИНП-25 шарнирное

ГОСТ 11122-84

-5...-50°С

ВО-12

ТУ РМ-80-4-95

+60...-50°С

 

    Масло ВНИИНП-25-шарнирное (ГОСТ 11122-84) - нефтяное низкозастывающее масло (зимний сорт), загущенное полимерной присадкой, содержит антиокислительную присадку. В настоящее время не производится.

    Масло ВО-12 (ТУ РМ-80-4-95) - всесезонное масло для осевых шарниров втулок винтов вертолетов. Разработано взамен масла ВНИИНП-25. Работоспособно при температуре от +60 до -50 °С. Представляет собой смесь синтетического углеводородного и диэфирного масел с комплексом присадок.

Характеристика масел для осевых шарниров втулок винтов вертолетов

Показатели

ВНИИНП-25

ВО-12

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С, не менее

10

12

-30 °С, не более

13500

15000

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,08

0,08

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

135

240

застывания, не выше

-54

-54

Содержание водо-
растворимых кислот
и щелочей,
механических примесей

Отсутствие

Индекс вязкости, не менее

120

120

Массовая доля золы, %, не более

0,005

0,005

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ при (20+5) °С:
критическая нагрузка, Н,
не менее

500

686

показатель износа
при осевой нагрузке
196 Н, не более

0,7

0,7





 

Масла для авиационных двигателей  »
Библиотека »