Аналитика



Прицепы- и полуприцепы-цистерны

ПРИЦЕПЫ- И ПОЛУПРИЦЕПЫ-ЦИСТЕРНЫ

4,1. ПРИЦЕП-ЦИСТЕРНА ПЦ-4,2-754В

ПЦ-4,2-754В (рис. 19) буксируют автомобилями-цистернами на базе автомобилей ЗИЛ, имеющими вывод для подключения пневмосистемы.

Специальное оборудование смонтировано на шасси прицепа ИАПЗ-754В и по составу аналогично специальному оборудованию автомобиля-цистерны АЦ-4,2-53А. Отличается наличием поршневого насоса БКФ-4 и трубопровода для слива нефтепродукта. Для обеспечения удобства слива его патрубок выведен в. сторону заднего днища цистерны. Запасные части, инструмент и принадлежности размещаются в заднем отсеке прицепа-цистер* ны.

Сливной трубопровод (рис. 20) состоит из трубы 1, с обеих сторон которой приварены фланцы, задвижки Ду-70 мм 2, патрубка 3 с фланцем и резьбой М85, заглушки 4. Сливной трубопровод прикреплен к фланцу на обечайке цистерны и к кронштейну 6.

Разъемные соединения уплотняют резиновыми прокладка-ми 5.    ^

Оборудованйе прицепа-цистерны обеспечивает: наполнение цистерны бензином, дизельным топливом, жидким маслом или мазутом через наливной люк; наполнение цистерны этими же продуктами через сливной трубопровод; слив бензина, дизельного топлива, жидкого масла или мазута из цистерны самотеком и через сливной трубопровод; выдачу нефтепродуктов с помощью насоса БКФ-4 в мелкую тару.

5

Рис. 20. Сливной трубопровод прицепа-цистерны ПЦ-4,2-754В 30

4.2. ПРИЦЕП-ЦИСТЕРНА ПЦ-6.7-5207В-М

«fc

Специальное оборудование, установленное на шасси прицепа МАЗ-5207В, показано на рис. 21.

Для хранения запасных частей, инструмента и принадлежностей предназначен боковой ящик (рис. 22), установленный с левой стороны цистерны на кронштейнах. В нем размещены два ящика:

Рис. 2). Прицеп-цистерна ПЦ-6,7-5207В-М:

/ — шасси; 2 — пенал для рукава; 3 — заземляющее устройство; 4 — клик заземления;

5 — боковой ящик; 6 — ограничитель наполнения; 7— дыхательный клапан; 3 —горловина; 9 —цистерна; /0 — поплавковый указатель уровня; //—огнетушитель; /2 —ящик задвижки Ду-70 мм; 13 — трубопровод для приема и выдачи нефтепродукта; 14 — дышло прицепа; /5—опора для крепления рукава; 16 — цепь заземления; 17 —. трубопровод для слива отстоя

Рис. 22. Боковой ящик прицепа-цистерны ПЦ-6,7-5207В-М:

; — шприц; 2 — замок; 3 — сумка для технической документации; 4 — табличка; 5 — ящик для инструментов; 6 ¦— электрический шнур; 7 — пневматический шланг с двумя соединительными головками; 8 — ящик для запасных частей; 9 —лопатки для монтажа шин; 10 — шланг для накачивания шин-

1 —для инструмента'и № 2— для запчастей. Боковой ящик закрывается крышкой с двумя замками.

Ящик задвижки (см. рис. 21) прикреплен болтами к кронштейнам, приваренным к переднему днищу цистерны с левой стороны. В ящике размещены задвижки Ду-70мм приемо-раздаточного трубопровода и звуковой сигнал ограничителя наполнения. Ящик закрывают крышкой с замком. Крышки обоих ящиков уплотняют резиновыми прокладками.

Рис. 23. Гидравлическая система прицепа-цистерны ПЦ-6,7-5207В-М:

/ — рукав для приема и выдачи топлива; 2, 9 — патрубки задвижек Ду-70 мм; 3, 8~ задвижка Ду-70 мм; 4 — трубопроводы Ду-70 мм; 5 — пневматический клапан; 6—рама шасси прицепа; 7 — фланец; 10 — рукав для присоединения к автомо-билЮ'Ци стерне-тягачу


С обеих сторон цистерны расположены площадки - для обслуживания технологического оборудования горловины цистерны. Для подъема на площадки имеются лестницы и специальные ручкн на цистерне. На площадках расположены пеналы, прикрепленные к кронштейнам цистерны с помощью хомутов. Пеналы закрыты крышками с винтовыми запорами.

5 }    у

Рис. 24. Опора крепления рукава:

/ — подставка; 2 — упор; 3 — подушка; 4 — опора; б — прокладка; б — скоба; 7 — рукав; 8 — плита


Гидравлическая система прицепа-цистерны ПЦ-6.7-5207В-М размещена под цистерной в передней ее части и выполнена из труб диаметром 70 мм. Элементы оборудования прикреплены хомутами к раме шасси прицепа (рис.

23). Патрубок для_постоянной стыковки с цистерной тягача выведен в сторону дышла прицепа-цис-

Рис. 25. Пневматическая система прицепа-цистерны ПЦ-6,7-5207В-М'.

/ — тройник; 2 — обратный клапан; 3 — баллон для сжатого воздуха; 4— кран ручного управления; 5 — клапан ограничителя наполнения; 5 — поплавок; 7 —воздушный трубопровод; 8 — клапан звукового сигнала; 9 —звуковой сигнал; /0— привод пневматического клапана; 11 — пневматический клапан Ду-70 мм

терны. К нему присоединен напорно-всасывающий рукав Ду-65 мм, который поддерживается специальной опорой (рис. ф

24), закрепленной на дышле прицепа-цистерны. Для исключения недопустимых изгибов рукава опора вращается в горизонтальной плоскости.

Технологическим оборудованием гидравлической системы управляет пневматическая система (рис. 25). Баллон со сжатым воздухом 3 подключен через тройник 1 и обратный клапан 2 к «невматической магистрали шасси прицепа и оснащен краном для слива конденсата и продувки. Он установлен под цистерной ь и прикреплен к раме шасси хомутами. Тройник 1 установлен в .пневмомагистрали шасси между передней и задней соединительными головками. В этой же магистрали у задней соединительной головки установлен разобщительный кран, который обеспечивает возможность подключения пневмомагистралей дополнительных прицепов. Тройник 4 обеспечивает подключение крана ручного управления 5j клапана ограничителя 8 при определении утечки в пневмосистеме. Тройник имеет заглушку с прокладкой. Тройник 9 служит для подключения к трубопроводам пневмосистемы клапана сигнала 10. Обратный клапан устанавливается перед баллоном и предотвращает пропуск воздуха из пневмосистемы ограничителя-наполнения в пневмосистему шасси прицепа. Это дает возможность управления клапаном при наличии сжатого воздуха в баллоне без прицепленного тягача.

Кран ручного управления 5 расположен на кронштейне 7 под левой площадкой (над боковым ящиком). При наполнении цистерны нефтепродуктом кран ставится в положение «открыто».

При этом ручка крана устанавливается вдоль соединительных

воздушных трубок. При транспортировании прицепа-цистерны с нефтепродуктами или без них кран должен быть установлен в положение «закрыто», ручка крана — перпендикулярно к 'трубопроводу. При этом, сжатый воздух выходит в атмосферу из ограничителя наполнения и привода пневмоклапана.

Клапан звукового сигнаЛа предназначен для пропуска воздуха к звуковому сигналу. При достижении нефтепродуктом предельного уровня в цистерне давление достигает 2,8—3,2 кгс/см2 и клапан открывается.

Звуковой сигнал смонтирован на задней стенке ящика для задвижки Дут70 мм.

Технологическое оборудование обеспечивает: наполнение и слив нефтепродукта через приемо-раздаточный трубопровод с помощью насосов тягача или складских средств; слив нефтепродукта самотеком через приемо-раздаточный трубопровод; наполнение нефтепродукта через наливную горловину; наполнение и опорожнение цистерны через патрубок постоянной стыковки насосом тягача; автоматическое прекращение наполнения нефтепродуктом через приемо-раздаточный трубопровод при достижении предельного уровня и подачу звукового сигнала.

4.3. ПРИЦЕП-ЦИСТЕРНА ПЦ-5,6-817

Основным тягачом прицепа-цистерны является, автомобиль-цистерна АЦ-4,2-130. .Прицеп-цистерна может эксплуатироваться в тех же климатических и дорожных условиях, что и АЦ-4,2-130.

Рис. 26. Прицеп-цистерна ПЦ-5,6-817:

1— цистерна; 2—'Поворотное устройство; 3 —• стопор поворотного устройства; 4 — поворотная тележка; 5 — дышло прицепа; 6 ¦— запасное колесо; 7 — ручной тормоз; 8— подвеска; 9— слнвной трубопровод; 10 — опора цистерны; И — фланец для подключения систем нижнего налнва; 12 лестница; 13 — крышка горловины; /4 —площадка; 15г— опора

По конструкции ПЦ-5,6-817 (рис. 26) отличается от ПЦ-4,2-754В и ПЦ-6,7-5207В-М отсутствием рамы, функции которой выполняет цистерна. Несущая конструкция цистерны позволила уменьшить металлоемкость в 1,2 раза, снизить центр тяжести прицепа-цистерны на 160 мм по сравнению с прицепом-цистерной ;р.амной конструкции на шасси аналогичного прицепа. Цистерна имеет снизу опоры. К передней опоре приварены поперечные и продольные кронштейны для крепления верхнего кольца поворотного круга. К задней опоре приварены кронштейны подвески задней оси' и упоры для буферов задних рессор, кронштейны для крепления фонарей, задних отражателей света и номерного знака. Передний и задний отсеки, образованные продолжением обечайки цистерны, закрываются дверками и уплотняются резиновыми прокладками. В переднем отсеке размещают два напорно-всасывающих рукава диаметром 75 мм и длиной по 3 м, один рукав диаметром 38 мм и длиной 4,5 м. Кроме того, на прицепе-цистерне предусмотрены переходники ТК- 100ХТК-75, ТК-ЮОХ ХРС-65. В заднем отсеке помещены: ручной насос БКФ-4, огнетушитель ОУБ-5 или ОУБ-3, запасные части и принадлежности.

В верхней части цистерны приварена горловина, для доступа к которой предусмотрены лестница с откидной ступенькой и площадка. Крышка горловинц имеет узлы и детали, аналогичные у автомобиля-цистерны АЦ-4,2-53А. Снизу на цистерне на специальном кронштейне закреплено запасное колесо, а на обечай-,ке цистерны имеется фланец для присоединения системы нижнего налива.

Рядом с запасным колесом, слева по ходу прицепа-цис-терны, выведена рукоятка ручного тормоза.

Электрооборудование прицепа-цистерны выполнено по схеме прицепа ГКБ-817.

Провода уложены в металлических трубках. Электропроводка— однопроводная, рассчитана на напряжение 12 В' с питанием •от тягача.

Оборудование цистерны обеспечивает такие же операции по приему и выдаче горючего, как на прицепе-цистерне ПЦ-4,2-754-В.

4.4. ПОЛУПРИЦЕП-ЦИСТЕРНА ППЦ-17

Полуприцеп-цистерна ППЦ-17- (рис. 27) предназначен для эксплуатации в районах Севера, Дальнего Востока, Сибири и других районах, характеризующихся низкийи зимними температурами и тяжелыми дорожными условиями.

Ввиду специфических условий эксплуатации полуприцеп-цистерна имеет повышенную прочность и оснащен трубопроводами для подогрева нефтепродуктов.

'Полуприцеп-цистерну буксируют седельным автомйбилем-тя-гачом МАЗ-504,

Рис. 27. Полуприцеп-цистерна ППЦ-17:

/ — шасси полуприцепа МАЗ-5245; 2 — рамка; 3 — упор; 4 — приспособления для монтажа 9 — поручень; 10— огнетушитель ОУ-8; И — задвижка; 12 — буфер; 13—цепь заземления; 17 — лопата; 18 — опорно-стояночное устройство; 19 — площадка; 20 — брызговик

Цистерна прикреплена к шасси полуприцепа на дощатом основании при помощи четырех стальных ленточных хомутов. Между хомутами и обечайкой цистерны установлены резиновые прокладки. У переднего днища цистерны на раме полуприцепа приварен упор, предотвращающий продольное смещение цистерны в сторону кабины водителя при резких торможениях или аварийных остановках. Сзади в нижней части цистерны установлено сливное устройство, состоящее из специальной задвижки с резьбовой пробкой. Конструкция сливного устройства'обеспечивает слив нефтепродукта, самотеком.

Полуприцеп-цистерна оборудован ручным тормозом, рукоятка, которого выведена на правую сторону. Сверху на цистерне есть горизонтальная площадка для удобства обслуживания горловины. На цистерне с двух сторон и на заднем днище имеются надписи «Огнеопасно». Значение вместимости цистерны указывается на рамке указателя уровня налива. Поверительные клейма наносятся на заклепки маркировочной таблички и указателя уровня налива. Для поддержания полуприцепа-цистерны в горизонтальном положении при отцепленном тягаче служит опорное устройство. Для сцепки с тягачом предназначен сцепной шкворень поворотного устройства, закрепленный на рамс полуприцепа.

цистерны; 5 — крышка горловины; б —цистерна; 7 — ленточный хомут; 8 — прокладка; 14 — ящнк для песка; 15 — кронштейн для крепления лопаты; 16 — клип заземления;.

Глава 5 специальное оборудование автомобильных - цистерн  »
Библиотека »