Аналитика



Глава 3 автомобили-цистерны повышенной проходимости

Глава 3

АВТОМОБИЛИ-ЦИСТЕРНЫ ПОВЫШЕННОЙ

ПРОХОДИМОСТИ

3.1. АВТОМОБИЛИ-ЦИСТЕРНЫ АЦ-4,3-131 И АЦ-4, 0-131

Автомобили-цистерны АЦ-4,3-131 (рис. 13) и АЦ-4,0-131 (рис. 14) предназначены для транспортирования и временного хранения нефтепродуктов.

АЦ-4,3-131 и АЦ-4,0-131 выполнены па шасси автомобиля ЗИЛ-131. По составу и компоновке «специального оборудования они близки в основных решениях. Основное отличие состоит в том, что цистерна и коммуникации АЦ-4,3-131 выполнены из алюминиевого сплава АМГ-3, а цистерна и коммуникации АЦ-4,0-131

Рис. 13. Автомобиль-цистерна АЦ-4,3-131:

1 — шасси подготовленное; 2 — кабина управления; 3 — цистерна; 4 — крышка горловины; 5 — пенал; 6 — электрооборудование; 7 — пояс; 8 — задний буфер; 9 — цепь заземления; ./0 — заднее крыло; И —¦ ящик рычага управления газом; 12 — ящик ЗИП; 13 — запасное колесо; 14 — огнетушитель; 15 — глушитель

Рис. 14. Автомобиль-цистерна АЦ-4,0-131:

/ — подготовленное шасси; 2 —кабина управления; '3 — цистерна; 4 — крышка горловины; 5 — пенал; 6 — электрооборудование; 7 — задний буфер; 8 — цепь заземления; 9 — заднее крыло; 10 — ящик рычага управления газом; 11 — ящик ЗИП; 12 — запасное колесо; 13 — огнетушитель; 14 — глушитель

из стали Ст. 3 с последующим нанесением антикорозионного покрытия на внутреннюю поверхность цистерны.

Применение алюминиевого сплава позволило увеличить вместимость цистерны на 300 л.

Специальное оборудование автомобилей-цистерн включает цистерну, кабину управления, пеналы, агрегаты и узлы гидравлической системы, систему контроля налива нефтепродуктов» электрооборудование, запасной инструмент и принадлежности.

Цистерны калиброванные и являются мерой полной вместимости. Оборудование цистерн включает горловину, отстойник и отсек, расположенный сзади цистерны и закрываемый двумя дверками. Отличительной особенностью цистерн является низкая горловина, в связи с чем для компенсации температурного расширения перевозимых нефтепродуктов предусмотрен компенсационный бачок.

' Из-за конструктивных различий различно и крепление цистерн к раме шасси автомобиля ЗИЛ-131. Цистерну АЦ-4,3-131 устанавливают через резиновые прокладки в специальные опоры на шасси и закрепляют поясами. Цистерна АЦ-4,0-131 прикреплена к шасси болтами.

Кабина управления установлена между кабиной водителя и цистерной и прикреплена к кронштейнам рамы шасси и к цистерне. На передней стенке кабины управления установлен кронштейн, к которому прикреплен держатель запасного колеса автомобиля. Кабина управления представляет собой дельносварной каркас из стандартного проката, обшитый листами из стали Ст. 3. Из поддона кабины управления предусмотрен слив нефтепродукта. Слева, справа и сверху кабина управления имеет по одной двери для доступа к технологическому оборудованию гидравлической систекы автомобиля-цистерны. В закрытом поло,-жении двери запирают замками. Боковые двери в открытом положении фиксируются упорами. Все двери обшиты листами из алюминиевого сплава и уплотнены резиновой прокладкой. В пеналах, установленных по бокам цистерны, размещается по три рукава Ду-75 мм длиной 3 м каждый. Кроме этого, в заднем отсеке уложены два рукава Ду-38 мм длиной 9 м каждый.

Для контроля количества находящегося в цистерне нефтепродукта имеется механический указатель уровня.

Система электрооборудования, устанавливаемая на автомобилях-цистернах, позволяет контролировать предельный уровень налива нефтепродуктов с получением светового и звукового сигналов, дублирование ламп аварийного перегрева охлаждающей ^жидкости и аварийного падения давления масла, подсветку колеи автомобиля и освещение кабины управления.

Автомобили-цистерны оборудуют комплектом запасных частей, инструментом, принадлежностями и противопожарным оборудованием.

Гидравлическая система АЦ-4,3-131 и АЦ-4,0-131 включает: насос СВН-80; перепускной клапан; всасывающий, напорный, сливной и откачивающий трубопроводы; фильтр предварительной очистки; задвижки и вентили. Управляют ею вручную с помощью механической передачи.

Насос прикрепляют к поддону кабины управления. Режим работы насоса изменяют ручным приводом газа, устанавливаемым в ящике с левой стороны автомобиля-цистерны. Для контроля частоты вращения, определения суммарной наработки насоса в часах и дистанционного управления сливом нефтепродукта насос дорабатывают.

Арматура включает стандартные задвижки Ду-65 мм, Ду-50 мм и вентили Ду-20 мм. Трубопроводы технологической обвязки на АЦ-4,3-131 выполнены из алюминиевых труб 0 80X Х2,5 мм и 55x2,5 мм, на АЦ-4,0-131—из стальных труб 0 75X2 мм и 56X2 мм с антикоррозийным покрытием их внутренней поверхности.

Расположение трубопроводов и арматуры в кабине управления АЦ-4,3-131 и АЦ-4,0-131 приведено на рис. 15. Трубопроводы всасывающий и напорный служат для заполнения цистерны и выдачи из нее нефтепродукта как своим насосом, так и посторонними перекачивающими средствами. Приемо-выдающие патрубки этих трубопроводов выведены на левую сторону автомобиля-цистерны. Фильтр предварительной очистки устанавливают в отстойнике цистерны и прикрепляют к напорно-всасывающей трубе. Сливной трубопровод предназначен для слива топлива из цистерны самотеком.

На АЦ-4,3-131 и АЦ-4,0-131 можно выполнять следующие сливо-наливные операции: заполнение цистерны и слив из нее нефтепродуктов своим насосом; заполнение цистерны и слив из нее нефтепродуктов посторонними перекачивающими средствами; перекачйу нефтепродуктов, минуя цистерну; слив нефтепродуктов из рукавов в цистерну и выдачу нефтепродуктов из цистерны через раздаточ- ¦ ные краны.

3.2. АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА

Рис. 15. Гидравлическая система автомобилей-цистерн АЦ-4,3-131 и АЦ-4,0-131:

1 — кабина управления; 2 — компенсационный бачок; 5 —напорный трубопровод; 4 —уровнемер; 5 — всасывающий патрубок; • 6— напорный патрубок


АЦ-8,5-2555

Автомобиль - цистерна АЦ-8.5-255Б (рис. 16) предназначен для транспортирования и временного хранения светлых нефтепродуктов с плотностью не более 0,86 г/см3. Он может применяться в качестве тягача в составе автопоезда с прицепом-цистерной ПЦ-6,7-5207В-М.

АЦ-8,5-255Б выполнена на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. В состав специального оборудования входят: цистерна с горловиной, наливным люком, дыхательным клапаном, сигнализатором предельного уровня нефтепродукта или другой жидкости в цистерне, поплавковым указателем уровня, сигнализатором наличия воды в нефтепродукте; технологическое оборудование гидравлической и пневматической систем (трубопроводы, арматура, насос и т. п.); контрольно-измерительные приборы; электрическое, противопожарное и дополнительное оборудование: кабина управления, пеналы и барабан для.. укладки рукавов.

Цистерну устанавливают на раме базового шасси на'трех опорах. Сзади цистерны установлена кабина управления, в которой размещено основное оборудование гидросистемы, пневмосистемы, электросистемы, системы пожаротушения и пульт уп-•равления. Кабину прикрепляют к козырьку цистерны с помощью болтов и устанавливают на резиновые амортизаторы и удлинители лонжеронов рамы автомобиля. Кабина управления — каркасной конструкции с большими дверками в задней торцовой части, открывающимися вверх. Сварной каркас кабины выполнен из стального углового проката. Обшивка из алюминиевого листа приклепана к каркасу. Передней стенкой кабины' служит днище цистерны. В дне кабины имеются фигурные отверстия, через которые проходят напорный и всасывающий трубопроводы насоса. Места входа и выхода всех трубопроводов уплотняются. К каркасу кабины приварены кронштейны, стойки и скобы для крепления внутри нее трубопроводов и электропроводов. Дверь кабины имеет два замка и телескопические упоры, фиксирующие ее в открытом положении.

Привод насоса осуществляют от раздаточной коробки через КОМ автомобиля, карданную передачу и механический одноступенчатый редуктор. КОМ включают из кабины водителя, а работой насоса управляют с пульта при помощи ручного привода газа. За уровнем нефтепродуктов в цистерне при ее наполнении и сливе следят по уровнемеру, индикатор которого выведен в кабину управления. Предельный уровень налива нефтепродукта контролируется двумя сигнализаторами уровня, расположенными на переднем днище и в горловине цистерны. Для исключения попадания воды в нефтепродукт в отстойнике смонтирован сигнализатор наличия воды.

С обеих сторон цистерны на кронштейнах установлены пеналы цилиндрической формы с крышками для рукавов Ду-75 мм. Для укладки раздаточного рукава Ду-75 мм предназначена катушка, размещенная в заднем левом ящике каркасного типа. Ящик установлен на двух кронштейнах, изготовленных из швеллеров, которые крепятся к лонжеронам рамы автомобиля болтами. Для компенсации температурного расширения нефтепродуктов служит горловина.

Для заправки колесных и гусеничных машин на автомобиле-цистерне по специальному заказу может быть установлено дополнительное оборудование, размещаемое в кабине управления и правом заднем ящике. Оно представлено на рис. 17 и состоит из клиновой задвижки 65-4 (ГОСТ 12010—66) 1, фильтра тонкой

Рис. 16. Автомобиль-цистерна АЦ-8,5-255Б:

1 — запасное колесо; 2— цистерна; 3— горловина; 4 — кабина управления; 5 — ящик катушки раздаточного рукава; 6 — цепь заземления; 7 — заднее крыло; пенал; 9 ~* ящик ЗИП; 10 подготовленное шассн

Рис. 17. Установка дополнительного оборудования на автомобиле-цистерне АЦ-8,5-255Б

очистки ФГН-ЗОМ 2 с дифманометром 8, счетчика жидкости ШЖ-40с-6 3, вентиля в сборе 4, двух раздаточных рукавов с автоматическими кранами АК-38 7, катушек 6 и системы трубопроводов 5. Кроме этого, на автомобиль-цистерну можно установить радиостанцию Р-148 для организации и ведения двусторонней связи. Блоки радиостанции размещают в кабине водителя, а контрольная лампа вызова находится в кабине управления. Питание радиостанции осуществляется от аккумуляторов автомобиля.

Гидравлическая система АЦ-8,5-255Б представлена на рис. 18,

Трубопроводы заборный, напорный, наливной служат для заполнения цистерны и выдачи из нее нефтепродукта своим насосом и расположены в кабине управления. Трубопровод сливной служит для слива отстоя из отстойника и расположен под цистерной. Трубопровод наполнения служит как для заполнения цистерны нефтепродуктом посторонним насосом, так и для слива самотеком и также расположен под цистерной. Трубопровод откачки служит для откачивания нефтепродукта из раздаточного рукава в цистерну. Трубопровод постоянной подстыковки служит для работы автомобиля-цистерны в составе автомобильного поезда. Кроме этого, в горловине цистерны установлен трубопровод для открытой заправки, с помощью которого можно заполнять цистерну посторонними перекачивающими средствами.

Для дистанционного управления работой гидропневмоклапанов, редуктором привода насоса и другими агрегатами предназ-яачена пневмосистема. Пневмосистема работает при давлении . 5,65—7,35 кгс/см2. Защита от повышения давления сверх допустимой величины предусмотрена в пневмосистеме автомобиля. Очистка сжатого воздуха от влаги и масла обеспечивается вла-гомаслоотделителем. Воздухопроводы соединяют все узлы авто-мобиля-цистерны с пультом централизованного управления. Сжатый воздух подводят к пульту управления от ресиверов пневмосистемы шасси. Оборудование пневмосистемы АЦ-8,5-255Б в основном аналогично оборудованию пневмосистемы АЦ-8-500А и включает в себя воздухопроводы, кран управления насосом, воздухораспределитель, сигнализатор давления, электропневмоклапаны, пневмоцилиндр регулятора частоты вращения вала двигателя и другие агрегаты.

Технологическое оборудование АЦ-8,5-255Б обеспечивает выполнение всех операций по сливу, наливу и перекачке нефтепродуктов аналогично АЦ-4,3-131 и АЦ-4,0-131.

Рис. S8. Гидравлическая система автомобиля-цистериы АЦ-8,5-255Б:

/ — насос; 2 — трубопровод заборный; 3—-фильтр предварительной очистки; 4 —трубопровод; 5 — наливной трубопровод; в — трубопровод забора топлива из цистерны; 7 — клапан обратный; 8, 11, 22, 24 — гидропневматический клапан Ду-70 мм; 9 — перепускной клапан; /0 — трубопровод откачкн; 12 —> подстыковочный трубопровод; 13. 23 — задвижки с удлинителем Ду-65 мм; 14, 15 — вентили Г32-16; 16 — трубопровод наполнения (слива самотеком); /7»—заглушка; 18 —» компенсатор; 19 -—катушка раздаточного рукава; 20—* сднвная труба; 21 — напорный трубопровод


т


Рис. 19. Прицеп-цистериа ПЦ-4.2-754В:

1 — шасси прицепа ИАПЗ-754В;    2—узел крепления


цистерны; 3 — пенал; 4 — запасное колесо; 5 — крышка горловины; 6 — табличка; 7,    22 — площадки; 8 — ци

стерна; 9 — напорно-всасы-вающий рукав; 10 — электрооборудование; 11 ~ отстойник; 12 — брызговик; 13 — цепь заземления; 14 — лестница; 15 — ящик; 16 — огнетушитель ОУ-5; /7 — клин заземления; 18 — узел крепления ведра; 19 — дыхательный клапаи; 20 — реечный указатель уровня; %1 — Ручной насос; 23 — сливной трубопровод; 24 — трубопровод для слива отстоя

Прицепы- и полуприцепы-цистерны  »
Библиотека »