Аналитика



Глава 2 автомобили-цистерны обычной проходимости

Глава 2

АВТОМОБИЛИ-ЦИСТЕРНЫ ОБЫЧНОЙ ПРОХОДИМОСТИ

2.1. АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА АЦ-4Д-53А

Автомобиль-цистерна АЦ-4.2-53А (рис. 2) предназначен для транспортирования нефтепродуктов плотностью не более 0,86 г/см3 с нефтебаз па склады автотранспортных и строительных предприятий, колхозов, совхозов и других хозяйств.

Специальное оборудование смонтировано па шасси автомобиля ГАЗ-БЗА. Цистерна калиброванная с эллиптической, формой сечения. Является мерой полной вместимости. Она имеет горловину, отст'ойник и отсек, закрываемый двумя дверками. На крышке горловины расположены наливной люк, два дыхательных клапана, патрубок со штуцером для рукава «газовой обвязки» и указатель уровня реечного типа. Наливнои люк в транспортном положении закрывают крышкой. Его размеры достаточны для подключения наливных устройств автоматических систем налива иа нефтебазах.

Цистерна оборудована: двумя пеналами для хранения и транспортирования рукавов; противопожарными и заземляющими средствами; креплениями в заднем отсеке для шанцевого инструмента и принадлежностей; металлической площадкой и лестницей.

Насос СЦЛ-00 установлен на правом лонжероне рамы шасси автомобиля. Рычаг управления находится в кабине водителя.

Автомобиль-цистерну поставляют с двумя напорно-всасыва-ющими рукавами Ду-65 мм длиной по 3 м, огнетушителем ОУБ-3, заземляющими устройствами, запасным колесом в сборе с диском, комплектом запасных частей к автомобилю и специальному оборудованию.

Гидравлическая система автомобиля-цистерны АЦ-4,2-53А состоит из насоса СЦЛ-00, запорной арматуры и трубопроводвв.

Ю

Pm. 2. Автомобиль-цистерна АЦ~4,2-53А:

i — огнетушитель; 2 —шасси автомобиля FA3-53A;    3 — цистерна; 4 — крышка горлови

ны; 5 — лестница; 6 — пеналы для рукавов; 7 — отстойник с трубопроводом; 8 — электрооборудование; 9 — узлы крепления цистерны; 10 — трубопровод гидравлической системы; ц — табличка 160X63 (ГОСТ 12971—67);    12 — цепь заземления; 13 — глушитель;

/4—-запасное колесо; 15 — штуцер газовой обвязки; 16 — пломба; 17 — реечный указатель уровня; 18 — дыхательный клапан; 19 — площадка

Расположение элементов гидравлической системы покааано ыа рис. 3.    '

Патрубки насоса соединены гибкими резиновыми шлангами с приемным и напорным трубопроводами системы. Гибкие шланги закреплены на ершах труб и переходников патрубков насоса ленточными хомутами.

Трубопровод для приема нефтепродукта имеет штуцер для подсоединения рукава, фланец для присоединения задвижки и угольник под 90° с фланцами на концах, металлическую сетку-фильтр. Угольник одним концом крепят к фланцу на обечайке цистерны, а другим к задвижке. К свободному фланцу задвижки присоединяют фланец приемного трубопровода.

Устройство трубопровода для выдачи нефтепродукта из цистерны аналогично устройству трубопровода для приема.

Штуцера приема и выдачи в транспортном положении закрывают заглушками, прикрепленными к трубам цепочками.

Рис. 3. Гидравлическая система автомобиля-цистерны АЦ-4,2-53А:

/ — хомут в сборе; 2 — задвижка 65-4 (ГОСТ 12010—68);    3    — всасывающий

трубопровод; 4 — напорный трубопровод; 5 — трубопровод; 6 — карданный вал; 7 — цистерна; 8 — стремянка; 9 — плита; 10 — насос СЦЛ-00; 7/—поперечина ; 12— рама автомобиля; IZ — вкладыш

Сетка-фильтр предназначена для предохранения насоса от попадания посторонних предметов при его работе.

Разъемные соединения уплотняют прокладками из маслобен-зостойкой резины. Прокладки и резиновые шланги устанавливаются на герметике марки УТ-31 (ГОСТ 13489—68). Трубопроводные коммуникации в сборе испытываются жидкостью под давлением 3,5 кгс/см2.

Штуцера трубопроводов для приема и выдачи, а также маховики задвижек выведены на левую сторону по ходу движения автомобиля-цистерны, что позволяет водителю-оператору выполнять монтажные работы по присоединению рукавов и управлять задвижками иа одном рабочем месте. Для удобства управления на маховиках задвижек выполнены надписи «в цистерну» и «из цистерны». Люк горловины цистерны, элементы гидравлической системы и принадлежности автомобиля-цистерны АЦ-4,2-53А обеспечивают выполнение следующих операций:    наполнение

цистерны нефтепродуктом через наливной люк горловины; слив нефтепродукта из цистерны самотеком через всасывающий и напорный трубопроводы; наполнение нефтепродуктом и слив его нз цистерны насосом СЦЛ-00; перекачку нефтепродукта и воды нз одной емкости в другую, минуя цистерну.

2.2. АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА АЦ-4Д-130 И ТОПЛИВОВОЗ ТСВ-6

АЦ-4,2-130 (рис. 4) и ТСВ-6 (рис. 5) смонтированы на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Назначение и область использования аналогичны АЦ-4,2-53А. Отличительная особенность топливовоза заключается в том, что он предназначен для транспортирования нефтепродуктов по дорогам с усовершенствованным покрытием.

Рис. 4. Автомобиль-цистерна АЦ~4,2-130:

/ — шасси автомобиля ЗИЛ-130; 2 —цистерна; <? — запасное колесо; 4 — крышка горловины; 5 — пенал для рукава; 6 — ящнк; 7 — электрооборудование; 8 — узлы крепления цистерны; 9 — буфер; 10— брызгрвик; 11 — маховики задвижек; 12—трубопроводы гидравлической снс'темы; 13 — насос СВН-80; 14 ~ огнетушитель; 15 — цепь заземления; 16 — болт крепления заземления; 17 — глушитель

Рис. 5. Топливовоз ТСВ-б;


/ — шасси автомобиля ЗИЛ-130; 2— глушитель; 3— узлы крепления цистерны; 4 — ящнк; 5 — трубопровод гидравлической системы; 6 — насос СВН-80; 7 — трубопровод отстойника; 8 — запасное колесо; 9,— буфера; 10 — электрооборудование; —пенал; /.2 — цистерна; 13 — крышка горловины; 14 — огнетушитель; -15 — лестница; 16 — напорно-всасывающий рукав; 17 — брызговик; 18—монтаж шнура заземления; 19 — под'ьсмный механизм запасного колеса; 20 — реечный указатель уровня

На АЦ-4-2-130 и ТСВ-б установлен самовсасывающий вихревой насос СВН-180. Коробка отбора мощности установлена на фланце правого по ходу люка коробки передач. Рычаг управления выведен в кабину водителя.

Пеналы для бензостойких рукавов расположены по обеим сторонам вдоль цистерны и закрыты крышками с помощью защелок. Ящик для инвентаря и запчастей на АЦ-4,2-130 расположен слева по ходу в задней части цйстерны, а на ТСВ-б — справа по ходу в передней части цистерны. На АЦ-4,2-130 и ТСВ-б использовано электрооборудование автомобиля ЗИЛ-130. Провода уложены в металлических трубах, что предохраняет их от механических повреждений и способствует повышению безопасности эксплуатации автомобилей-цистерн.

Гидравлические системы автомобиля-цистерны АЦ-4,2-130 и топливовоза TCB-6 близки в основных решениях как между собой, так и с системой АЦ-4.2-53А. Поэтому рассмотрим только их основные различия..

Расположение насосов, трубопроводов и арматуры систем показано на рис. 6 и 7. Насос установлен на специальном кронштейне, закрепленном на раме автомобиля. Трубы систем закреплены непосредственно на патрубках насоса с помощью фланцев без гибких промежуточных шлангов и на раме автомобиля —

ленточными хомутами. Задвижки закреплены с помощью фланцев на обечайке цистерны. Для удобства управления на шпинделях задвижек поставлены удлинители, маховики которых выведены на левую сторону автомобиля-цистерны. В эту же сторону выведены присоединительные штуцера приемного и напорного трубопроводов. Операции, выполняемые оборудованиями АЦ-4,2-130 и ТСВ-б, аналогичны АЦ-4,2-53А.

Рис. 7. Гидравлическая система автомобиля-топливовоза ТСВ-6:

/ — цистерна; 2 — удлинитель; 3 — трубопровод всасывающий; 4 — трубопровод напорный; 5 и 7 — трубопроводы; 5 —задвижка Ду-70 мм; S — насос

2.3. АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА АЦ-8-500АЭ

Автомобиль-цистерна АЦ-8-500АЭ (рис. 8) предназначен для транспортирования нефтепродуктов плотностью не более 0,86 г/см3 по дорогам с твердым покрытием. На шасси автомоби* ля МАЗ-500А установлены: цистерна, запасное колесо, противопожарное оборудование и ящик для ЗИПа.

Цистерна эллиптической формы, калиброванная. На цистерне имеются горловина и отстойник. Крышка горловины оборудова» на наливным люком, дыхательным клапаном и указателем уровня реечного типа. Кроме того, имеется угольник-указатель уровня.

Рис. 8. Автомобиль-цистерна АЦ-8-500АЭ:

/ — шасси подготовленное; 2—цистерна в сборе; в — горловина; 4 —крышка горловины; & -г Указатель уровня; 6 — люк цистерны с крышкой; 7 — дыхательный клапан; 5 —маркировочная табличка; 9 — пенал для рукава; /0 — стремянка; // — цепь для заземления; /2 —лестница; 13 — сливной трубопровод; /4 —ящик ЗИП

Цистерна имеет восемь опор, шесть из которых устанавли* вают на боковые брусья и жестко крепят к лонжерону рамы стремянками, а две передние крепят к лонжеронам шасси через пружипные амортизаторы.

Для хранения и транспортирования бензостойких рукавов Ду-65;мм автомобиль-цистерна оборудован пеналами, а для удобства обслуживания имеет боковую.лестницу и металлические площадки в зоне горловины.

Автомобиль-цистерна поставляется с запасными частями (прокладки, цепь сварная СН6-19 длиной 700 мм—-ГОСТ 2319—55), инструментом для шасси и специального оборудования, принадлежностями (противопожарным оборудованием, шанцевым инструментом) и запасным колесом в сборе.

Гидравлическая система АЦ-8-500АЭ (рис. 9) представляет собой сливной трубопровод, приваренный к обечайке отстойника. Наливной люк и сливной трубопровод обеспечивают наполнение цистерны нефтепродуктом через ее .горловину или через сливной трубопровод и слив нефтепродукта из цистерны самотеком или перекачивающими средствами складов через сливной трубопровод.

Рис. 9. Сливной трубопровод автомобиля-цистерны АЦ-8-500АЭ:

I — отстойник; 2 — труба диаметром 70 мм; 3 — задвижка 65-4 {ГОСТ .1201066); 4 —наконечник; 5— заглушка


17


«РАСНОйРСКАЯ

КРАЕВАЯ

вищнотгкА


Автомобиль-цистерна АЦ-8-500А (рис. 10) предназначен для транспортирования светлых нефтепродуктов плотностью не более 0,86 r/см3 по дорогам с твердым покрытием в условиях умеренного климата. АЦ-8-500А можно применять в качестве транспортной меры в размере полной вместимости цистерны, установи ленной при ее калибровке.

Специальное оборудование, смонтированное на шасси автомобиля МАЗ-500А, сложнее, чем у ранее описанных автомобилей-цистерн, и дополнительно включает: пневматическую систему уп-. равления арматурой и насосом СЦЛ-20-24а; систему электрооборудования, обеспечивающую габаритное освещение, контроль частоты вращения вала насоса и сигнализацию предельного уровня налива цистерны нефтепродуктом; пульт, на котором установлены приборы управления, сигнализации и контроля.

Пульт управления и запасное колесо расположены на-раме шасси автомобиля за кабиной водителя.

Сзади цистерны установлен арматурный шкаф, в котором размещены трубопроводы гидравлической системы, а также пневмоприводы, арматура и трубки для подвода воздуха.

Для контроля степени наполнения цистерны предусмотрен поплавковый указатель уровня, шкала которого расположена на переднем днище цистерны. Максимальный уровень нефтепродукта в цистерне контролируется по угольнику в горловине цистерны, а также устройством ограничения наполнения. Крепление цис-терлы аналогично ее креплению на АЦ-8-500АЭ. Патрубок 7 предназначен для присоединения рукава постоянной стыковки прицепа-цистерны ПЦ-6,7-5207В-М. Горловина цистерны закрыта крышкой, на которой, расположены два дыхательных клапана и наливной люк с крышкой,-

Гидравлическая система АЦ-8-500А (рис. 11) состоит из: арматуры и трубопроводов для приема и выдачи нефтепродукта с помощью насоса; арматуры и трубопроводов для слива нефтепродукта самотеком и налива в цистерну закрытым способом с помощью посторонних средств перекачки. Арматура для приема и выдачи с помощью, насоса расположена в арматурном шкафу.

Всасывающая линия состоит из: приемного патрубка 10, сое-динен-ного с трубопроводом 8 для постоянной пристыковки рукава прицепа-цистерны; пневмоклапана Ду-70 мм 1; крестовины 7; угольника 9, соединенного трубой с приемным патрубком насоса; пневмоклапана Ду-70 мм и угольника 6, соединенного с приемной трубой цистерны. Это оборудование обеспечивает забор нефтепродукта из посторонних емкостей, из цистерн автомобиля-цистерны АЦ-8-500А и прицепа-цистерны ПЦ-6,7-5207В-М.

Напорная линия состоит из: трубопровода, соединяющего напорный патрубок насоса с угольником 5; трубопровода 3 и пнев-мвклапана Ду-70 мм для наполнения цистерны нефтепродуктом;

I

пневмоклапана Ду-70 мм и трубопровода 2 для выдачи нефтепродукта в постороннюю емкость.

Перепускной капан 11, установленный на крестовине 7, соединяет всасывающую линию с напорной линией трубопровода 3. При увеличении давления свыше 3,5—4,5 кгс/см2 в напорной линии клапан открывается и сбрасывает часть нефтепродукта во всасывающую магистраль.

На угольнике 5 имеется патрубок, закрытый заглушкой 4. Он предназначен для налива нефтепродукта в насос перед началом его работы. Клапан 12 предназначен для обеспечения откачки нефтепродуктов из напорной линии.

Арматура и трубопроводы для налива цистерны закрытым способом и слива самотеком размещены под цистерной и состоят из трубопровода, соединенного с отстойником, задвижки Ду-65 мм, трубопровода с заглушкой или с патрубком а.

Все соединения системы надежно затянуты и уплотнены резиновыми прокладками. Трубопроводы и арматура крепятся к цистерне на кронштейнах хомутами. Для слива отстоявшихся механических примесей и воды имеется трубопровд 14 с заглушкой и прямоточным вентилем 13.

Рис. 11. Гидравлическая система автомобиля-цистерны АЦ-8-500А:

/ — пневматический клапан Ду-70 мм; 2, 3, 8, 14, 11 — трубопроводы; 4, 15, 16 — заглушки; 5, 6, 9 — угольники; 7 — крестовниа; 10 — приемный патрубок; —перепускной клапан; 12 — клапан Ду-30 мм; 13 — прямоточный вентиль; 18 — задвижка Ду-Й5 мм; а — патрубок

Пневмока/иера мудилы сцепления    Пумш управления

Рис. 12. Пневматическая система автомобиля-цистерны АЦ-8-500А

Для управления работой пневмоклапанов, включения и выключения коробки отбора мощности при срабатывании ограничителя наполнения применяется пневматическая система (рис. 12) „ которая состоит из узлов, агрегатов и воздухопроводов, соединяющих их с пультом централизованного управления.

Подвод сжатого воздуха к пульту управления производится через воздухопроводы 9, 13, последний из которых соединен с тройником 14 пневмосистемы шасси. Между трубопроводами 9 и 13 установлен влагоотделитель. Для управления пневмоклапаг нами от пульта отведены воздухопроводы 4, 5, 6 и 7, подсоединенные к коллектору 19, и воздухопровод 8, непосредственно соединенный с клапаном Ду-30 мм. От коллектора отведены воздухопроводы 15, 16, 17 и 18 к пневмоклапанам, расположенным в арматурном шкафу.

:    Для включения и выключения коробки отбора мощ

ности от пульта управления отведены воздухопроводы 3 и 10. Воздухопровод 3 подсоединен к пневмокамере муфты сцепления. Воздухопроводы 1 и 2 предназначены для подачи сжатого воздуха к золотниковому крану ограничителя наполнения. Воздухопроводы 11 и 12 служат для контроля давления на входе и выходе насоса.

Наливной люк в крышке горловины цистерны и пневмогидрав-лическая система обеспечивают выполнение на автомобиле-цистерне следующих операций: наполнение цистерны через наливной люк (открытый способ налива); наполнение цистерны через штуцер сливного трубопровода (закрытый способ налива); наполнение цистерны с помощью насоса автоцистерны; перекачку нефтепродукта из одного резервуара в другой, минуя цистерну; выдачу своим насосом и посторонними средствами перекачки; слив нефтепродукта самотеком; перемешивание нефтепродукта в цистерне своим насосом; отсос нефтепродукта из напорного рукава; слив нефтепродукта из прицепа-цистерны насосом автомобиля-цистерны.

Глава 3 автомобили-цистерны повышенной проходимости  »
Библиотека »